Разработан образовательный стандарт для работников жилищно-коммунальной сферы. Что это такое?
Недавно в прессе прошла информация о том, что профессии «работник ЖКХ» теперь можно выучиться в вузе. Так ли это? Об этом мы побеседовали с заведующим кафедрой управления недвижимостью, проблем землепользования и ЖКХ, директором Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством Института отраслевого менеджмента РАНХ и ГС при Президенте РФ, д.э.н. Евгением БОГОМОЛЬНЫМ.
О непрофессионализме работников ЖКХ раньше ходили легенды
— Евгений Исаакович, так что же, управдом — это теперь профессия?
— Да, мы наконец-то добились того, что появился государственный образовательный стандарт «Жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальная инфраструктура», который устанавливает квалификационные требования к профессии. Наш институт принял участие в разработке таких стандартов для высшего образования — это бакалавр ЖКХ и магистр ЖКХ, а наши коллеги из Ярославля сделали стандарты для среднего образования.
Поэтому сегодня можно сказать, что система образования в ЖКХ создана.
— Ну, наконец-то! А то ведь некомпетентность и неквалифицированность некоторых наших работников ЖКХ стала буквально притчей во языцех…
— В этом году вступил в силу еще и 122-ФЗ, который говорит о том, что все предприятия ЖКХ, где основная доля принадлежит государству (МУПы, ГУПы, ГБУ и т.д.), просто обязаны соответствовать профессиональным стандартам в кадровой сфере.
А в стандартах профессиональной деятельности есть требование, что если ты, например, руководитель организации в сфере ЖКХ, то, согласно профстандартам, должен иметь 7-й уровень квалификации. А 7-й уровень — это, между прочим, высшее образование, магистратура. Главный инженер обязан иметь диплом бакалавра — это 6-й уровень квалификации.
Так что в новом году мы вполне можем оказаться в других реалиях. В любую организацию ЖКХ может прийти инспектор по труду и проверить штатное расписание на соответствие российской линейке квалификаций.
— Насколько популярной оказалась новая профессия? Есть ли востребованность? Получилось ли набрать курс в вузах?
— Ну, пока новая образовательная программа заработала только в колледжах. Но у нас уже есть 14 вузов из регионов, которые подали заявку на получение лицензии для обучения по этой специальности.
Так что, думаю, в будущем году мы сумеем начать полноценную подготовку кадров для ЖКХ.
В ЖКХ-образовании должно быть много бюджетных мест
— Где будут работать новоиспеченные специалисты — выпускники отделений жилищно-коммунального хозяйства? Наверное, в основном, в управляющих компаниях?
— Ну почему же, не только в УК. Надеюсь, такие специалисты будут востребованы в муниципальных органах, занимающихся проблемами ЖКХ, региональных фондах капремонта, жилинспекциях и т.д.
Думаю, понадобятся они и для управления зданиями гражданского назначения: у нас ведь есть не только жилой фонд, но и поликлиники, школы, дома культуры и пр. На любом объекте всегда есть коммунальная инфраструктура.
— Ну, хорошо, а как же быть с теми, кто уже работает, и неплохо, в сфере ЖКХ, но нужной квалификации не имеет?
— Для таких специалистов мы предусмотрели программу дополнительного образования. Обучившись по ней, можно будет также получить профессиональный диплом.
— Есть ли какие-то возрастные ограничения для обучающихся? Ведь в сфере ЖКХ работает немало людей, скажем так, солидного возраста.
— Никаких. Можно пройти ускоренный курс — он рассчитан на 16 часов. А можно полную профессиональную переподготовку — она займет 250 часов. При 40-часовой учебной неделе плюс практикумы обучение займет четыре-пять месяцев.
— Мне кажется, новая профессия будет супервостребованной, если большинство вузовских мест по этой программе станут бюджетными…
— Да, мы много это обсуждали. Я думаю, что нужна специальная правительственная программа по целевому приему. Чтобы студенты из регионов имели возможность обучаться и потом трудоустраивались туда, где они особенно нужны.
И инженер, и юрист, и психолог
— Что же должен уметь специалист ЖКХ?
— Прежде всего, он должен знать основы управления. Потому что мы готовим, в первую очередь, управленцев. Узких специалистов — электриков, слесарей, водопроводчиков, инженеров водоподготовки и теплоснабжения — у нас худо-бедно обучают. А вот управленцы — это до сих пор была самая «провальная» ниша в ЖКХ.
Конечно, такой специалист в области управления коммунальной инфраструктурой должен ориентироваться во всем. Прекрасно разбираться в жилищном законодательстве. Знать особенности работы с населением. Грамотно взаимодействовать с органами власти. Уметь вести прием и учет. И при этом обладать высокой технической грамотностью, поскольку современный многоквартирный дом — это сложная инженерная система.
Все эти навыки вместе — это уже новая профессия, которую вполне можно назвать «управдом нового поколения», или «менеджер ЖКХ».
— Управдом с высшим образованием — это только плюсы, или есть и минусы?
— Минус только в том, что если все управдомы ринутся получать вузовский диплом, у нас опять не будет хватать специалистов среднего звена. Но, думаю, пока нам это не грозит.
Строить и эксплуатировать — разные вещи
— А почему все-таки понадобилась новая квалификация? Разве недостаточно специалистов с дипломом строительного института, например? Там как раз проходят дисциплины, связанные с водоотведением, теплоснабжением и т.д.
— Знаете, раньше в ЖКХ как раз и привлекали в основном специалистов из строительных вузов. Но ведь управленец в ЖКХ занимается эксплуатацией, а это, согласитесь, не совсем строительство.
Например, он должен знать, как проверить крышу. Был такой случай. Управляющая компания поручила фирме-подрядчику отремонтировать кровлю на одном из домов. Та, сделав свое дело и получив денежки, исчезла с горизонта. А потом выяснилось, что крыша нещадно течет!
Между прочим, грамотный эксплуатант знает, как проверить только что отремонтированную кровлю: взять шланг и тщательно пролить новое покрытие. И только после того как выяснится, что все сделано добросовестно, можно выплачивать деньги подрядчику.
Или взять, например, трубы. Это очень тонкая материя — и в прямом, и в переносном смысле. Срок жизни многоквартирного дома — 100 лет. Одно дело построить дом, и другое — обслуживать оборудование, которое строители в этом доме установили. Нужно проводить регулярный осмотр, текущий ремонт раз в три года, капитальный ремонт — раз в 20 лет.
Трубы нужно опрессовывать. Как только закончился отопительный сезон, надо провести ревизию всей арматуры, технологического оборудования, насосов, оборудования котельных: проверить, как оно пережило зиму, что износилось, что нужно поменять.
Сети по ГВС и ХВС необходимо опрессовывать: давать в систему повышенное давление в полтора раза выше рабочего. Если есть утечки, то они тут же устраняются. По поводу фундамента есть специальные указатели, которые показывают, не перекашивается ли он. Есть регламент работы на крыше — по очистке снега, например. Все это нужно знать.
В общем, здесь огромный слой работы. И все это относится к эксплуатации и обслуживанию.
Посмеялись над управдомом, и хватит
— Техника — это замечательно. Но вот интересно, входит ли в новые образовательные стандарты умение работать с людьми? Ведь не секрет, что сфера ЖКХ — это неиссякаемый источник жалоб...
— Безусловно. Человек, получивший высшее образование, должен обладать набором определенных компетенций. И одна из этих компетенций — это, конечно, люди. Работа с обращениями граждан. Все это входит в новую специальность.
На основе образовательных стандартов будут разрабатываться образовательные программы, и там, думаю, все эти навыки будут отражены. Так что психологии работников ЖКХ тоже будут обучать.
— Как Вам кажется, удастся поднять престиж профессии управдома? Ведь до последнего времени она — и в фильмах, и на телевидении — представлялась больше в комическом виде. Достаточно вспомнить Ивана Васильевича, который «сменил» профессию, — он ведь был управдомом. Или Нонну Мордюкову в роли управдомши в картине «Бриллиантовая рука»!..
— Актриса там, кстати, говорит очень знаковую фразу: «Может, там (на Западе) собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека».
Так вот, управдом должен действительно стать другом, а не врагом и не персонажем, над которым посмеиваются. Он должен стать во всех смыслах уважаемым человеком. Специалистом с Большой буквы. И главное, сам должен чувствовать себя таковым.
Вот тогда и с жилищно-коммунальным хозяйством у нас все наладится.
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО Издания по теме статьи Просмотров статьи: 5880 с 26.12.2016Ознакомиться с изданиями из категории «Литература для специалистов ЖКХ» |